ИСЛАМ 225

сульм. сектантство, М., 1957; его же, Арабы, И. и араб. ха­лифат в раннее средневековье, М., 19662; M а с с э А., И., пер. с франц.. M., 19631; Б а р т о л ь д В. В., Работы по истории И. и араб. халифата, М., 1Я66 (Соч., т. 6); Г p и г о p я н С. Н., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966; Π е т-р у ш е в с к и и И. П., И. в Иране в 7—15 вв., [Л.], 1966; ан-Наубахти.ал-Хасан ибн Муса, Шиитские секты, пер. с араб., М.,1973;Додихудоев Х.Д ИСЛАМ 225., Очерки филосо­фии исмаилизма, Душанбе, 1976; Роузентал Ф., Торжест­во знания. (Концепция знания в ср.-век. П.), М., 1978; С а и д-б а е в Т. С., И. н общество, М., П»78; Грюнебаум Г. Э. фон, Осн. черты арабо-мусульманской культуры, пер. с англ., М., 1981; Gardet L.,Anawati M. M., Introduction a la theologie musulmane, P., 1948; Abd-el-Jalil J. M., Aspects interieurs de l'Islam, P., 1949; G ihb H. A. R., The modern trends in Islam, Chi.. 1950; его же, Mohammedanism; an historical survey, L., 19752; Guillaume A., Islam, Har-mondsworth, 1954; Grunebaum G. E. v., Islam, L., 1955; Smith W. C., Islam in ИСЛАМ 225 modern history, Princeton, 1957; Watt W. M., Islamic philosophy and theology, Edin., 1962; G o r b i n H., Histoire de la Philosophie islamique, t. l, P., 1964; W e n s i n k A. J., The Muslim creed, its genesis and historical development, L., 1965; Rahman Fazlur, Islam, L., [1967]; Gardet L., Islam. Religion et communauti, P., 1967; его ж е, La cite musulmane. Vie sociale et politique, P., 1976'; его ж e, Les hommes d'lslam, P., 1977; G o i t e i n S. D., Studies in Islamic history and institutions, Leiden, 1968; M a s s i-gnon L., Opera minora ИСЛАМ 225, t. 1—3, Beirut, 1969; The Cambridge history of Islam, v. 1—2, Camb., 1970; FakhryM., A history of Islamic philosophy, N. Y,— L., 1970; The Islamic civilization. 950—1150, Oxf., 1973; см. также лит. к ст. Религия.

А. В. Журавский.

ИССЛЕДОВАНИЕнаучное, процесс выработки новых науч. знаний, один из видов познават. деятель­ности. И. характеризуется объективностью, воспроиз­водимостью, доказательностью, точностью. Различают­ся два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический (см. Эмпирическое и теоретическое). На первом устанавливаются новые факты науки и на ос­нове их обобщения формулируются эмпирич. закономер­ности. На втором уровне выдвигаются и формулируют­ся общие для данной предметной области закономер­ности, позволяющие объяснить ранее открытые ИСЛАМ 225 факты и эмпирич. закономерности, а также предсказать и пред­видеть будущие события и факты.

Осн. компонентами И. являются: постановка задачи; предварит, анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулиров­ка исходных гипотез; теоретич. анализ гипотез; плани­рование и организация эксперимента; проведение экспе­римента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фак­тов; окончательная формулировка новых фактов и за­конов; получение объяснений или науч. предсказаний.

Классификация И. может производиться по различ­ным основаниям. Наиболее распространённым являет­ся деление И. на фундаментальные и прикладные, коли­чественные и качественные, уникальные и комплекс­ные и ИСЛАМ 225 т. д. См. также Наука.

ИСТИНА,адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он су­ществует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувств., эмпи­рич. опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений В целостной картины мира в диалектике её развития. Категория И. характеризует как результаты процесса познания с т. зр. их объективного содержания, так и методы, с помощью к-рых осуществляется познават. деятельность. Понимание И. как соответствия (прин­цип корреспонденции) знания вещам восходит к мыс­лителям древности, в частности к Аристотелю. Эта традиция в понимании И. была продолжена в фи­лософии ИСЛАМ 225 нового времени (Ф. Бэкон, Спиноза, Гельве­ции, Дидро, Гольбах, Ломоносов, Герцен, Чернышев-ский, Фейербах и др.).



В идеалистич. системах И. понимается или как вечно неизменное и абс. свойство идеальных объектов (Пла­тон, Августин), или как согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными формами (Кант). Нем. классич. идеализм начиная с Фихте внёс


documentaxwolor.html
documentaxwosyz.html
documentaxwpajh.html
documentaxwphtp.html
documentaxwppdx.html
Документ ИСЛАМ 225